ГроссБух

Акция в честь юбилея
Пн-Пт с 9:00 до 17:00
8 846 979-93-05
8 937 204-64-14
г. Самара, ул. Мяги 10а, 316

Автомобиль в организации — какие риски?

Приветствую Друзья, сегодня тема будет интересна для тех, у кого есть авто, много букв нужно будет прочитать.
Сегодня тема  мною затронута очень сложная  и единого мнения в отношении её  нет ни у консультантов, ни у судей.
Автомобиль  в организации = какие риски с ним, путевой лист и обязательные реквизиты с декабря 2017 года.
Рассмотрим организацию, не занимающейся  перевозками  грузов и пассажиров, а эксплуатирующей автомобили в личных целях и какие сложности возникают на мой взгляд.
Варианты
1. Автомобиль находится на балансе организации, ездят на нем: 1.1. Руководитель, менеджеры, но не сотрудники в должности водитель.
Вопрос –обязательность оформления путевого листа, проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства и проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя. По порядку.
Для чего нужен путевой лист? На мой взгляд, во первых-если в техпаспорте собственником указана организация, то при остановке сотрудником ДПС, возникает обязанность предъявить водительское удостоверение, регистрационные документы и путевой лист (ст.2.1 Постановления от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения»)
А во вторых, он необходим для подтверждения обоснованности расходов на горюче-смазочные материалы и при условии информации о конкретном месте следования автомобиля, что позволит организации доказать факт использования автомобиля в производственных (управленческих) целях. Это глава 25 налогового кодекса, статья 252.
Составление путевых листов, заполненных с указанием пробега и мест назначения поездок, будет служить достаточным доказательством того, что автомобиль используется в производственных и управленческих целях, если налоговым органом не будет доказано обратное. С этим разобрались,по моему мнению-надо составлять путевой лист с подробным указанием мест назначения поездок.
Теперь самое сложное и то, что заставляет МОЗГ плавится, но постараюсь просто и кратенько.
Обязательные реквизиты путевого листа
(Приказ Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (ред. от 07.11.2017) "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" )
3. Путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:
1) наименование и номер путевого листа;
2) сведения о сроке действия путевого листа;
3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
4) сведения о транспортном средстве;
5) сведения о водителе.
4. Сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день - даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.
5. Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают:
1) для юридического лица - наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона, основной государственный регистрационный номер юридического лица;
2) для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя.
6. Сведения о транспортном средстве включают:
1) тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того - модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа;
2) государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса;
3) показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо);
4) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку;
5) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения пред рейсового контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации).
7. Сведения о водителе включают:
1) фамилию, имя, отчество водителя;
2) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения пред рейсового и после рейсового медицинского осмотра водителя.
Вопрос- а надо ли иметь обычному автомобилю организации, не осуществляющему перевозки, как вид деятельности, отметку пред рейсового контроля технического состояния транспортного средства в путевом листе ? Если внимательно прочитать нормативные акты, то они больше относятся к организациям, вид деятельности которых -перевозка пассажиров и грузов, и на мой взгляд –нет, так как перевозка отличается от транспортировки, но в этом случае могут возникнуть споры и многое будет зависеть от вашего умения или юриста правильно сформулировать защиту.
По поводу проведения медицинского осмотра, на мой взгляд тоже нет, так как в  соответствии с действующим законодательством необходимость проведения пред рейсовых и после рейсовых медицинских осмотров предусмотрена в отношении работников, занятых на работах, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств (ч. 3 ст. 213Трудового кодекса РФ, абз. 7 п. 1 ст. 20абз. 34 п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения",п. 2 Порядка проведения пред сменных, пред рейсовых и после сменных, после рейсовых медицинских осмотров, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н.
Постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 N 16 утвержден Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, содержащий профессию водитель автомобиля.
Подвожу итог- отметки эти на путевом не нужны, если вы не водитель. Но это моё субъективное мнение, у вас оно может быть другим.
1.2. Должность водитель в штатном и трудовой- а вот в этом случае все надо, увы (.
2.Организация арендует автомобиль у сотрудника.
Стороны предпочитают заключать договор аренды транспортного средства без экипажа, который подразумевает предоставление ТС во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации. Договор аренды транспортного средства без экипажа сам по себе не требует от арендодателя оказания каких-либо услуг, поэтому и базы для обложения страховыми взносами нет.
Почему сейчас это стало небезопасным?  Случился спор между организацией и Пенсионным фондом в отношении договора аренды ТС. По мнению чиновников, данный договор может рассматриваться как договор с элементами оказания услуг - как раз в том случае, если согласно этому договору транспортным средством пользуется именно работник-арендодатель. И налогоплательщик-арендатор может быть принужден к уплате страховых взносов с сумм выплат по этому договору. Такова позиция ВС РФ. Это видно из  Определения от 30.10.2017 N 308-КГ17-15395.
В указанном Определении ВС РФ поддержаны выводы нижестоящих судов, а они сводятся к следующему.
Работник (он же руководитель организации) заключил с организацией два договора аренды транспортного средства без экипажа (каждый - на отдельный автомобиль, принадлежащий работнику), именно он и пользовался этими транспортными средствами в служебных целях. Судьи указали на то, что применительно к договору аренды транспортного средства без экипажа арендатор своими силами осуществляет управление арендованным ТС и его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую. В отличие от этого, по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору ТС за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
В отношении рассмотренных договоров аренды не было выявлено, что их участники установили отдельно стоимость арендной платы за пользование имуществом и плату за объем оказанных услуг.
Работник-арендодатель лично управлял автомобилями, которые предоставил в аренду. Организация в связи с этим ссылалась на то, что у него разъездной характер работы, а должность водителя не предусмотрена штатным расписанием. Но судьи пришли к выводу о фактическом выполнении арендодателем услуг управления транспортным средством. Они поддержали доводы чиновников: совокупный анализ условий о правах и обязанностях сторон спорных договоров, а также представленных при проверке документов (путевых листов, ежемесячных актов оказанных услуг в связи с арендой автомобиля, полиса ОСАГО) свидетельствует о наличии в них признаков соглашений об аренде транспортного средства с экипажем. Во всех представленных путевых листах за рассмотренный период в качестве водителя был указан работник-арендодатель. В полисе ОСАГО отражено, что договор страхования автотранспортного средства заключен страхователем в отношении автомобиля, используемого для личных целей (а не для целей проката, краткосрочной аренды). Согласно полису единственным допущенным к управлению автотранспортным средством лицом является этот же работник, то есть больше никто не имел права управлять ТС.
Арбитры пришли к выводу, что выплаты по договорам аренды, произведенные в пользу данного работника, являются объектом для начисления страховых взносов на основании ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ (норма, аналогичная п. 2 ст. 420 НК РФ).
То есть в данном случае организация, являясь плательщиком страховых взносов, фактически заключила договор аренды транспортного средства с экипажем с физическим лицом, услуги которого и оплачивались юридическим лицом (собственником транспортного средства и лицом, управляющим им, выступало одно физическое лицо).
Важно, что аналогичную позицию занял ВС РФ. И с большой долей вероятности ее будут учитывать органы контроля (фонды) во время проверок периодов до 01.01.2017, а также налоговый орган, обращаясь к периодам после этой даты.
Как быть? Есть два варианта-пересчитать налоговые обязательства или оставить все как есть.
А на будущее, или заключать договор аренды ТС с экипажем (если арендодатель и водитель одно и тоже лицо), но в этом случае получается оказание услуг как водителя (страховые взносы!), так  ещё и см. пункт 1.2 выше.
Еще варианты, арендовать автомобиль у супруги, полис ОСАГО без ограничений, в путевых проводить других сотрудников, выплачивать сотруднику компенсацию за пользование его имуществом в служебных целях.
Включу ещё одну проблемку, которую наблюдаю, но если о ней сказать, кучу услышать можно доводов, почему так. При покупке бензина, под отчетные лица не смотрят на чеки, которые выдают им операторы-кассиры на заправках. И зря!  Если вы оплачиваете бензин картой, то у вас на руках должно быть 2 чека, а именно- слип терминала и ФИСКАЛЬНЫЙ отчет!  Если наличкой-ФИСКАЛЬНЫЙ отчет! Запомните –ФИСКАЛЬНЫЙ является документом, не фискальный –нет.
Зачем я все это написала? Для того, что бы эта непростая ситуация была вам известна, так как единого мнения нет у специалистов, а вы мне задаете вопросы, на которые я вам ответить не могу точно. Для себя я сделала вывод- находить выход из любой ситуации, предварительно рассчитав риски. Если случится, что автомобиль будет нести мне рисков больше в будущем, чем предполагаемая выгода в настоящем, то по мне лучше не «заморачиваться». В любом случае решение и ответственность на стороне хозяйствующего субъекта.
И еще, имеется отложенный закон до декабря 2018 года, который как я поняла, обязует всех, кто имеет на балансе автомобиль, иметь все отметки в путевом листе, так что я слежу за этим, в сентябре думаю, надо будет принимать уже какие то решения.

Желаю правильных решений

← К списку новостей

 



Что нового?





все новости


Заказать обратный звонок


Телефон:*

Имя:*

Вопрос:*


Рассчитаем
индивидуальную
стоимость

Оставьте свои контактные данные, мы свяжемся с Вами и подготовим индивидуальное ценовое предложение!